АНГЛО-РУССКИЙ ДЕТСКИЙ КЛУБ
Главная -> Статьи -> Как говорить ребенку «нет», запреты, 1-3 года. Часть 1.

Как говорить ребенку «нет», запреты, 1-3 года. Часть 1.

Как сказать ребенку нетРебенок на этапе познавания и исследования окружающего мира, стараясь еще и подражать взрослым, воспринимает достаточно остро любое ограничение в этой деятельности, как что-то противоестественное, лишающее удовольствия.
Взрослые оценивают действия детей с точки зрения своей взрослой логики и мировоззрения, в этом кроются основные проблемы взаимопонимания.
После года у ребенка наблюдается всплеск самостоятельности, и появляются аффективные реакции - яркие эмоциональные вспышки, как реакция на непонимание со стороны взрослого. В возрасте от одного года до трех лет ребенок еще не может выполнить некоторые правила самостоятельно, потому он нуждается в терпении взрослых и их личном примере. Убрать игрушки, сложить одежду, заправить постель ребенку самому не удается, поэтому взрослому нужно изменить установку с «ты должен» на «мы вместе будем». Постепенно ребенок привыкнет к необходимости выполнения определенных требований. Озвученное правило существует для всех без исключений, иначе в ребенке формируется внутренний конфликт и недоверие к взрослым.
Освоение можно-нельзя – значимое условие для социализации ребенка.
Запреты и разрешения должны быть системными и последовательными (если вчера можно было доставать вещи из этого ящика – значит, и сегодня, и завтра:
1) Ребенок должен четко освоить, в каких случаях «нельзя никогда», в каких – «нельзя если..», а в каких – «можно»
2) Понятие «можно» должно звучать чаще, чем «нельзя»
3) Запреты и разрешения должны предъявляться всеми взрослыми, если что-то разрешено, то всеми взрослыми, если что-то запрещено – тоже всеми.

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком, можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, если они появились, у него были на то причины. Недовольство действиями не должно быть постоянным или систематическим, так как оно может перерасти у малыша в ощущение его неприятия родителем.
Одобрять и подкреплять положительное поведение, игнорировать нежелательное, особенно когда ребенок проверяет реакцию родителя.
Иногда можно видеть такую ситуацию в магазине, например, когда малыш начинает капризничать и может лечь на пол и бить ножками, требуя покупки той или иной игрушки\сладости и т.п. Родитель, зачастую испытывая стыд и страх быть «заклейменным» как плохой родитель со стороны окружающих, готовы купить любую игрушку и побыстрее уйти из магазина. У ребенка может закрепиться реакция: плачь/истерика = получение желаемого. Это приводит к взращиванию истерических/истероидных черт личности. Самое главное, в такой ситуации проявить терпение, твердость и спокойствие, как бы тяжело не было. Лучше вывести (вынести) ребенка из места, где есть посторонние люди, в тихое место, дать теплого питья, по возможности. Дать ребенку успокоиться. Стыдиться здесь нечего. Окружающие не должны волновать в данной ситуации. Ребенок переживает стресс в данный момент и нужно оказать ему помощь в совладании собственными эмоциями.